В данной статье мы с Вами узнаем — Почему у моряков на бескозырке две ленточки.
Образ моряка у многих ассоциируется с человеком в тельняшке, на голове у которого красуется бескозырка с двумя лентами. Когда-нибудь задумывались, для чего они нужны? Ведь армия и флот – это не те организации, где есть место бесполезным финтифлюшкам, во всяком случае когда речь заходит о суровом повседневном труде и быте военнослужащих.
Ленты на фуражке сегодня носят моряки почти всех стран мира. Данный обычай восходит к средиземноморским рыбакам, которые получали подобные ленты от жен и близких. На лентах записывались сакральные слова, обереги, молитвы и пожелания успешного возвращения.
Считалось, что такие ленточки служат талисманом и оберегом во время путешествия по полному опасностей морю. С появлением первой уставной формы на флоте никаких лент на головных уборах не было. Однако традиция оберегов на тот момент была широко распространена во всем мире.
Первыми стали английские моряки. Будучи весьма суеверными, они повязывали на свои головные уборы похожие ленты с воодушевляющими словами. Постепенно, необычную традицию подхватили и моряки других стран.
Содержание статьи:
Из истории возникновения бескозырки
Длительный путь изменений прошел во флоте головной убор, пока, наконец, не появилась бескозырка. Первым головным убором русского матроса была мягкая валяная шляпа с полями, которая была введена на флоте в начале восемнадцатого века. Шляпа была проста и удобна и почти не отличалась от тех, которые крестьяне носили в деревнях. Шляпы продержались на флоте свыше 150 лет, претерпев за это время ряд изменений. В середине девятнадцатого века шляпы были отменены.
В самом конце девятнадцатого века Павел I ввел на флоте гренадерские шляпы. Они достигали 30 сантиметров в высоту и были очень неудобны. В начале девятнадцатого века введен еще один, не менее неудобный головной убор — кивер, который представлял собой как бы небольшое ведро, расширяющееся ко дну. Можно себе представить, как гренадерки и кивера мешали в бою, стесняя движения матросов.
Передовые представители армии и флота, и в первую очередь Суворов и Ушаков, прекрасно понимали вред этих плодов преклонения перед иностранщиной. Они всю жизнь боролись против прусачества.В начале девятнадцатого века появилась фуражка.
В войсковых соединениях были специальные люди — фуражиры, в обязанность которых входила заготовка продовольствия, фуража для кавалерийских частей. Фуражные шапки, которые они носили, представляли собой остроконечный суконный колпак, перегнутый пополам, и напоминали современные пилотки.
Со временем фуражная шапка изменила покрой и приняла все элементы современной фуражки-бескозырки, то есть околыш и тулью. В ноябре 1811 года она введена как повседневный, будничный головной убор во всех частях армии и флота.
Первые бескозырки в их привычном виде
Первая бескозырка в ее более или менее привычном виде появилась в 1874 году. Она была черного цвета, имела шерстяные выпушки белого цвета по краю, тульям, на ней имелись ленты с названием корабля, на котором служит моряк. Также могло указываться соединение, номер экипажа. Длина ленты составляла 140 см, для внесения на нее сведений использовали особый шрифт.
Следующее изменение внешнего вида бескозырок произошло уже после революции, оно датируется 1921 годом. На тот момент тулью уменьшили, ленточки укоротили, от выпушки отказались. Вносить на головные уборы названия кораблей перестали, их заменили наименованием флота. А на 1923 год ввели новый кубический шрифт, единый для всех ленточек, который используется по сей день.
Интересный факт: дважды в истории на бескозырках начинали фигурировать Георгиевские ленты. Впервые ими награждались моряки в 1878 году, и затем эту награду вновь стали выдавать во времена Второй мировой войны.
История возникновения ленточки
Происхождение этого морского символа имеет несколько историй возникновения.
Первая берет свое начало еще с древних времен, когда человек преклонялся перед стихией. Жены или матери рыбаков перед тем как проводить своих родных в плаванье, дарили вышитые ими атласные ленты. Там были вышиты слова молитв о скорейшем возвращении или просто слова любви.
Такие ленты были своего рода оберегом для рыбаков. Считалось, что они помогали им в борьбе со стихией, спасали от несчастий. Существует несколько легенд, в которых рассказывается как благословленному лентой рыбаку удалось спастись во время потопа, в то время как другие его соратники погибли.
Также во времена дальних плаваний моряки собирали свои длинные волосы лентой, на которых писали свои морские качества. Например, на ленте могло быть написано «Непобедимый» или «Не тронь меня».
В другой истории о появлении лент у моряков рассказывается как во времена первого морского флота англичане держали осаду голландской крепости. Для большей уверенности они подвязали на свои шляпы ленты с надписью «Неустрашимый». Все же пробиться через осаду им не удалось и они отступили перед надежно защищенной голландской армией. Но традиция подвязывать шляпы лентами впоследствии распространилась и на другие морские флоты.
В истории военно-морского флота упоминается ношение траурной ленты. Тогда моряки, служащие в английском флоте, в память об адмирале Нельсоне во время траурной процессии повязали на свои шляпы черные ленты.
Названия кораблей на ленточках
Несмотря на то, что названия кораблей на лентах бескозырки должны были исчезнуть с 1874 года, моряки всячески стремились сохранить эту традицию. На какой-то период имена кораблей перекочевали на значки, которые так и не стали уставной частью формы.
В дальнейшем ленты с названием корабля заказывались или изготавливались перед демобилизацией, моряки всеми силами стремились подчеркнуть свою гордость тем кораблем, на котором проходила их служба, несмотря на все настояния начальства.
Сегодня к названию корабля на ленте фуражки относятся спокойно, даже многие командиры поддерживают такую тенденцию и заказывают для себя подобные изделия.
Символ морского братства
Черно-оранжевые Георгиевские ленты стали использовать после 20 июля 1878 года. Они являлись наградными и полагались только тем морякам, что совершили какой-либо подвиг на службе. Очень многие были награждены такими лентами в Черноморском флоте за оборону Севастополя в 1854-55 годах. После революции 1917 года многое изменилось, в том числе и на флоте.
Георгиевские ленты тогда убрали. Изменилось и клеймо. Теперь указывалось только название флота. Впрочем, матросы линкоров, миноносцев и крейсеров все равно наносили на ленты названия своих кораблей. Вернули Георгиевские ленты на флот во время Второй мировой войны. Как и раньше они стали наградным символом, подчеркивающим заслуги бойца перед флотом и Отечеством.
Современное значение
Раньше основным практическим применением лент было фиксирование их вокруг шеи во время непогоды. При шторме удержать бескозырку было довольно сложно, поэтому моряки завязывали ее под подбородком. Также во время боя сохранить головной убор было довольно важно. В случае гибели моряка по бескозырке можно было его идентифицировать.
В настоящее время ношение лент — это больше дань традиции. Моряки сохраняют бескозырку после службы на флоте, надевают ее во время праздников. Она является своеобразной визитной карточкой моряков и является поводом для гордости.
Видео: Почему у моряков на бескозырке две ленточки
Источники:
https://masterok.livejournal.com/110290.html
http://sci-hit.com/2018/11/pochemu-beskozyrka-moryakov-imeet-dve-lenty.html
http://pristor.ru/pochemu-u-moryakov-na-beskozyrke-dve-lentochki/